Психология дарения: как не ошибиться с выбором подарка

С психологической точки зрения вручение презента — разновидность воздействия на человека. Причем цели этого воздействия могут быть разными: от стремления оказать знак внимания, проявить вежливость или уважение, до желания вызвать чувство благодарности, порадовать, запомниться.

Психология дарения: как не ошибиться с выбором подарка

То, как подарок подействует на человека, зависит от его объективной и субъективной ценности, проще говоря — от стоимости и полезности. Ценные и практичные вещи чаще принято дарить близким людям, не очень дорогие и имеющие декоративное назначение — так называемые сувениры — коллегам или знакомым.

Впрочем, практичность и полезность — качество, которое никогда не будет лишним. Например, корпоративные подарки вполне могут быть полезными: флешки или шариковые ручки в цвете логотипа компании или с его изображением пригодятся всем сотрудникам в работе, и несомненно, порадуют. А можно подарить всем сотрудникам что-то, что пригодится дома: например, посуду или аксессуар для кухни, декоративную подушку — чтобы сотрудники вспоминали о работе даже дома.

Размышляя, что подарить близкому человеку: другу или родственнику, не только можно, но и нужно руководствоваться своими знаниями об этом человеке, его занятиях и увлечениях. Можно не сомневаться, что предмет, имеющий отношение к хобби человека, всегда придется по душе. Но бывают и случаи, когда практичный подарок вручать не следует: например, если речь идет о вышестоящем лице. В этом случае больше подойдет оригинальный сувенир.

Что касается цены, то лучше всего, чтобы она была комфортной и для дарителя, и для одариваемого. И если, выбирая подарок подруге, можно исходить только из своих финансовых возможностей, ничем боле не ограничиваясь, то для коллеги нужно выбрать ценовой диапазон так, чтобы он не был ни оскорбительно низким, ни обязывающе высоким. То же можно сказать и про подарок начальнику: будучи слишком дешевым, он поставит подчиненного в неловкое положение, слишком дорогим — вызовет мысль о желании «выслужиться». Чаще всего принято решать эту проблему сообща: собирать небольшую сумму со всех сотрудников, и поздравлять начальника от лица всего коллектива.

Главное правило успешного дарителя: не ждать слишком многого от предмета в праздничной упаковке. Выстраивая отношения, как деловые, так и личные, подаркам следует отводить роль приятного дополнения. Но есть еще одно правило: дарить другим то, от чего не отказался бы сам. Если подарок нравится настолько, что возникает соблазн оставить его себе — можно с уверенностью сказать, что ему обязательно обрадуется тот, для кого он предназначен.